Российский Государственный Педагогический Университет им. Герцена

Филологический факультет

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Бакалаврская работа

 

на тему: «Романтическая философия Новалиса».

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки IV курса 6 группы

Яновской Анастасии Евгеньевны

 

Научный руководитель: Болтовская Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004

Оглавление

Часть I . Истоки романтической философии Новалиса: И.Фихте, Ф.Шеллинг, Я.Бёме. 2

Фихтеанский идеализм. Влияние идей И.Фихте на миропонимание Новалиса. 3

Философия природы Ф. Шеллинга как основа раннего романтизма. 6

Натурфилософия и мистика Я.Бёме. Идеи, мотивы и образы, заимствованные Новалисом из сочинений Я.Бёме. 9

Часть II .Тайна мироустройства и способ её постижения в романтической философии Новалиса. 11

Общие характеристики художественного мира, созданного Новалисом. 12

Гармонизация антиномии конечное – бесконечное ( мир вещей и дух). 12

Гармонизация антиномии жизнь – смерть. 13

Процесс обратимости и взаимопроникновения как основа гармонии мира. 15

Обратимость жизни и смерти, мужского и женского начал. 15

Обратимость реальной и поэтической действительности. Поэтика сна как основа композиции романа «Генрих фон Офтердинген». 16

Обратимость прошлого и будущего. Временная организация мира. 20

Образ голубого цветка как символа обратимости и единения. 21

Вопрос истоков мира. 22

Проблема познания мира. 23

Идейно-эмоциональное познание мира. Мистическое чувство. 23

Поэтапное познание тайны мироздания (обретение любви и поэтического дара). 24

Природа и структура тайны. 26

Вопрос о смысле человеческого существования. Мировая история. Мистическая любовь. 30

Библиография. 35

 

 

 

 

 

Обратимость реальной и поэтической действительности. Поэтика сна как основа композиции романа «Генрих фон Офтердинген».

 

            Кроме того, взаимопроникновение обнаруживается и во взаимодействии реальной и поэтической действительности. Поэзия тесно переплетается с жизнью, а события биографические с событиями воображаемыми. Во «Фрагментах» Новалис пишет: «Поэзия на деле есть  абсолютно-реальное. Это средоточие моей философии. Чем больше поэзии, тем ближе к действительности». Поэзия улавливает абсолютное, присутствующее и в земной жизни. Эту позицию проясняет роман «Генрих фон Офтердинген», где сон перемешан с реальностью, как проза с поэзией, и где герой на своем опыте приходит к магическому субстрату реальности.  В ней сказка, сон и поэзия – сама истина, «голубой цветок», манящий и никогда не достижимый в реальности. На идее взаимопроникновения событий реальной жизни главного героя романа «Генрих фон Офтердинген» и событий сна, сказки, художественной реальности книги, которую он читает, мы остановимся подробнее. Все реальные события, вся судьба Генриха неоднократно предвосхищается снами (о голубом цветке и о потере Матильды и обретении  сокровенного слова), сказками (об обретении любви и поэтического дара) и содержанием книги, которую Генрих читает у отшельника. Прежде всего, необходимо отметить то, что весь роман подчинён поэтике сна, как иной реальности с иной временной организацией. Первая часть начинается сном, в котором уже содержатся все дальнейшие события романа, как бы события реальной жизни Генриха: «Он испытал бесконечную переменчивость судьбы, умер, вернулся к жизни, любил высочайшей, страстной любовью и снова навеки был разлучен со своей любимой»  и после этого он находит голубой цветок. Все последующие

события романа рассматриваются уже через призму этого сна и кажутся

лишь его разъяснением, более детальным сообщением его подробностей. Говоря о цели использования подобного приёма, нужно прежде всего обратится к природе сна в его сравнении с состояние бодрствования. Наиболее интересным представляется  нам рассуждение по

этому поводу П.А. Флоренского в работе «Иконостас». Сон понимается как «ступень жизни в невидимом», как результат взаимодействия  мира видимого и невидимого, дольнего и горнего: «Сновидение есть общий предел ряда состояний дольних и ряда переживаний горних, границы утончения здешнего мира и оплотнения – тамошнего. При погружении в сон – в сновидении и сновидением символизируются самые нижние переживания горнего мира и самые верхние дольнего…».  Спящий, замыкаясь от внешнего видимого мира, переходит сознанием в другую систему и приобретает новую меру времени. Время его, сравнительно со временем покинутой им системы, протекает с неимоверной быстротой. Так Генрих за ночь успел пройти события всей его действительной жизни. При этом события, происходящие во сне, могут быть сходными с реальными событиями, но воспринятыми не дневным сознанием, а сознанием ночным, и относиться они будут уже не к событиям мира конечного, а к событиям мира бесконечного. Так, используя композицию сна, Новалис даёт своему читателю возможность смотреть на события жизни Генриха не дневным, а ночным сознанием, оценивая их как события существенные, субстанциональные, ведь мы являемся свидетелями рождения поэта и открытия им в себе бесконечного. Описанная П.А.Флоренским композиция сновидения поразительным образом совпадает с композицией всего романа. Во сне мы видим ряд событий, целесообразно сцепляющихся между собой: мы ясно видим связь и логическую последовательность происходящих событий. События сна связаны между собой причинно- следственными связями, сон развивается и приводит к некоторому заключительному событию, являющемуся развязкою и завершением всей системы последовательных причин и следствий. Часто развязка сновидения объясняется каким-либо событием внешнего мира. Например, в сновидении человека укусила собака, и от ощущения этого укуса он проснулся, а оказалось, что его укусило залетевшее насекомое. Одно и то же событие воспринимается двумя сознаниями: дневным и ночным. Внешнее событие является причиной сна извне и в то же время развязкой сновидения, его конечной точкой. Сама развязка сна участвует в причинном ряде ночного сознания. Получается, что все предыдущие логически расположенные события были нужны лишь для того, чтобы вскрыть эту развязку. Таким образом, это последнее событие является одновременно и разрешением, развязкой и причиной-целью, то есть духовной причиной всего происходящего в ночном сознании, так как  нужно учитывать крепчайшую прагматическую связанность между собою всех событий. П.А. Флоренский утверждает «телеологичность» композиции сновидения. Его причина (она же развязка, например, укус насекомого или собаки) выступает не «как причина действующая, а как причина конечная». Время в логике этого пространства также «телеологично» - это «время наоборот», время, которое «вывернуто через себя, направляется в своем течении от следствия к причинам-целям». Ночное сознание действует в области «мнимого пространства», в котором  причины-цели располагаются  лишь в самом конце причинно-следственной цепочки событий. Точно также происходит и в романе. В письме к Людвигу Тику от 23 февраля 1800 г. Новалис пишет о романе: «Всё в целом должно быть апофеозом поэзии». Роман должен стать прославлением, возвеличиванием поэзии, поэтического дара. Высшей точкой романа должно стать обретение Генрихом этого дара. Все события романа, расположенные в прагматической логической последовательности на самом деле служат только цели обретения Генрихом дара быть поэтом, все события ведут только к этой развязке. Таким образом, истинной причиной всего происходящего является Поэзия. Как и в композиции сновидения, истинная, конечная причина, являясь одновременно и целью, располагается в конце цепи событий. В шестой главе романа читаем: «Генрих был поэтом от природы. Казалось, множество разных случайностей совпало, чтобы своим единением воспитать его, и до сих пор его внутреннее становление шло беспрепятственно». Магическим образом реальность романа повторяет реальность содержащихся в нём снов: ни один из снов на страницах романа не завершен (как впрочем и книга), так незавершенным остался и сам роман, а значит и жизненный путь его главного героя.

Рассматривая процесс взаимопроникновения событий реальной и мнимой действительностей далее следует обратить внимание на то, что биография Новалиса с магической буквальностью соответствует стиху В.А.Жуковского «Жизнь и поэзия одно». Переводчик и исследователь Новалиса В.Б.Микушевич пишет: «Жизнь Новалиса то и дело впадает в поэзию, а поэзия возвращается в жизнь…Среди …поэтических уровней затеряна биография поэта, и его краткое жизнеописание со всей своей документальной достоверностью читается как романтическая новелла, написанная романтиком же при всех реалистических подробностях». Любопытным является и тот факт, что судьба Новалиса являлась в некоторой степени отражением судьбы его отца: возлюбленные обоих ушли из жизни в юном возрасте. Мотив повторения сыном судьбы отца звучит и в романе «Генрих фон Офтердинген». Сон отца о цветке предвосхищает сон сына, однако разрешение сна в реальности у сына будет иным, чем у отца: сын как будто завершает то, что было начато отцом. Интересными в данном случае представляются временные скачки в романе: сон отца хронологически предшествует сну сына, однако в романе мы узнаем сначала о сне Генриха, и лишь позже, когда Генрих разговаривает с отцом, последний вспоминает, что ему тоже снился подобный сон. Данный факт также можно рассматривать как иллюстрацию процесса взаимопроникновения.

 

 

Библиография

 

1.      Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.  СПб.,2001.

2.      Библейская энциклопедия.  М., 2002.

3.      Блок А.А. О романтизме. // Блок А.А. Собр. Соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. т.6.с.365.

4.      Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма: Фр. Шлегель, Новалис. М., 1978.

5.      Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т.М., 2000.

6.      Жирмунский В.Н. Немецкий романтизм и современная мистика. С.-Петербург, 1914.

7.      Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990.

8.      Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000.

9.      Микушевич В.Б. Миф Новалиса. // Новалис. Генрих фон Офтердинген. М., 2003 («Литературные памятники»).

10.  Микушевич В.Б. Тайнопись Новалиса. // Новалис. Гимны к ночи. М., 1996.

11.  Мифология. Энциклопедия. М., 2003.

12.  Новалис. Генрих фон Офтердинген.  М., 2003.

13.  Новейший философский словарь.  Мн., 2001.

14.  Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4). СПб., 2003.

15.  Фёдоров В.П. Свет и ночь в «Гимнах к ночи» Новалиса // Автор. Текст. Эпоха. СПб., 1995.

16.  Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4т. Т.2. М., 1996.

17.  Шульц Г. Новалис, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни.  Челябинск, 1998.

 

 

Hosted by uCoz