Очень вольная рецензия (читаем текст по им же созданным законам).
Помните, я такой же
свободный читатель, как и вы.
Проект, о котором
пойдет речь – текст, созданный Георгием Жердевым – датируется 21 января 2003
года. http://www.litera.ru/slova/zherdev/ppp/index.html
Его название обозначено знаком препинания - «…» (многоточие). В широком
смысле знак этот понимается и как символ бесконечности, незавершенности,
вечного возвращения. Мотив бесконечности
с самого начала поддержан и цветовым оформлением фона (одинакового, начиная с
титульной страницы) – фон черный, а это, как известно цвет, который поглощает
все остальные существующие цвета, заключая их внутрь себя. Если говорить о
цветовом оформлении текста, то стоит отметить, что используются цвета наиболее
универсальные, но и наиболее контрастные – только белый и черный, кроме того,
используется игра оттенков или светотени – многочисленные оттенки серого:
краски перетекают друг в друга, вроде бы меняясь, но оставаясь при этом в
рамках вечных белого и черного. Слова и картинки, также
входящие в текст, - представляют собой частную жизнь человека, о котом идет
рассказ – человека с некоей запутанной, но все же своей довольно определенной
историей, фон же – черный, всеобъемлющий – своеобразное вечное круженье жизни
на планете (ведь может же этот угасающий и высвечивающийся вновь шар на экране
символизировать и её – ничто не мешает), где через многоточие рождается и
умирает человек – в очках, с суровым лицом в меховой шапке, побывавший в
ссылке, с возлюбленной Анной – или какой-то другой. «Два - восемь» (возраст),
«красный - зеленый - желтый» (дорога)- это движение, течение частной жизни,
«куб-круг» - совершенные, замкнутые геометрические фигуры – вот течение жизни
вообще . И нам слышно тиканье часов (время идет) или
биение сердца, утроенного многоточием, которое мы видим на черном экране. Вот такая своеобразная реализация лейтмотива – бьющее сердце появляется
с самого начала (с титульного листа) в звуке и изображении, затем не сходит с
экрана все время (сжимается и разжимается сердечная мышца многоточия), пока в
словах и картинках разворачивается жизнь
героя, затем удваивается, вываливается на передний план в виде длиннющего слова
– МНОГОТОЧИЕ – кульминация, и опять отходит в фон, но присутствует постоянно.
Текст разворачивается как длиннющий список последовательно сменяющих друг друга
слов (как правило, на экране одновременно присутствуют 3 слова) и картинок,
которые перемещаются по экрану, перетекают друг в друга. Некоторые сцепки слов
повторяются на протяжении текста не раз (однако не всегда можно заметить после
первого же прочтения).Таким образом текст становится
процессом, он не статичен, а разворачивается на глазах читателя. Текст принципиально невозможно читать сразу целиком, в смысле
охватывать целиком, так как слова меняются одновременно и глаз физически не
может уследить за каждой сцепкой, а значит, цепочки прерываются, перемешиваются,
при каждом прочтении соединяются по-новому, что гарантирует множественность
возможностей прочтения и нахождения новых сюжетных деталей, открывающих
семантический потенциал текста. При каждом прочтении происходит трансформация
уже вычитанного из текста смысла, и трансформация эта носит двойственный
характер: с одной стороны, это расширение смысла, за счет получения новой,
ранее не замеченной информации, а с другой стороны – его сужение, ведь при
каждом прочтении история изображенного
(сфотографированного) героя все больше конкретизируется, уточняется. Первоначально
читателя захватывает чисто эпистемический интерес, любопытство, желание
разгадать – что же произошло с героем. Ведь кажется, что сюжет задан, но задан
так, что содержит в себе разные возможности развития действия. Но в это же время
читатель подвержен воздействию какой-то совершенно особой магии текста,
заставляющей его не закрывать черно-белое окошко на экране компьютера. Еще одна
принципиальная особенность текста – он разворачивается по кругу (закончившись,
повторяется с начала, почти без паузы) до тех пор, пока читатель не примет самостоятельное
решение прекратить читать. Читатель при этом вовлечен в процесс настолько, что
чувствует себя главным создателем текста. Да, сам текст изменить невозможно, но
в то же время сам читатель моделирует тот текст, который он каждый раз
воспринимает. Во-первых, на каждом новом круге попадают в поле зрения,
отпечатываются в сознании новые цепочки слов. Во- вторых, читателю предоставлена возможность самому
расставить акценты на том или ином фрагменте текста – он может направить луч и
высветить ту или иную часть экрана, он может двигать луч, как будто изменяя
угол зрения. Можно прочитать лав-стори (любовь, тело, прошу просто прости,
забудь), политический детектив (бойня, облава, ограда, цепь), историю наркомана
(вены, полет), притчу и т.д. А можно вычитать и все сразу (не забыть веды – памятники древнеиндийской
литературы, которые составляют сборники гимнов и жертвенных формул,
теологические трактаты, стихи-схимы –
высшая монашеская степень, требующая от посвященного строгого аскетизма, хитин – основной компонент наружнего
скелета насекомых, ракообразных и других членистоногих, а также Брута, вереск, лобстера и лобио, расшифровать которое мне так и
не удалось). Только не за один круг. А о содержании я ничего говорить не буду,
ведь я такой же читатель, как и вы, так что прочтите сами для себя.